Упаковка грузов
Упаковка груза – важная часть работы по подготовке перевозки. В процессе транспортировки груз подвергается различным физическим воздействиям, на него могут оказывать влияние также климатические и биологические факторы. В случае международной перевозки, когда используется несколько видов транспорта и погрузо-разгрузочные операции осуществляются несколько раз, риск внешних воздействий еще выше. Качественная упаковка позволит нивелировать негативное действие перечисленных факторов, защитит груз от повреждений и несанкционированного доступа к нему в процессе транспортировки.
Упаковка груза является обязанностью грузоотправителя. Часто грузовладельцы упаковывают груз своими силами, либо заказывают эту услугу в специализированных организациях. Груз может быть допущен к перевозке только в таре, которая соответствует всем техническим требованиям, закрепленным государственными и международными стандартами. Следует учитывать, что упаковка изменит габариты и массу груза. В поручении экспедитору указываются габариты и вес уже упакованного груза, в соответствии с которыми подбирается транспортное средство соответствующей вместимости и грузоподъемности.
При выборе упаковки груза необходимо учитывать:
- тип груза и его свойства – сыпучий, негабаритный, скоропортящийся, хрупкий, подверженный воздействию влаги и перепадам температуры и т.д.;
- способ перевозки – автомобильным, морским, железнодорожным, авиационным транспортом;
- длительность маршрута;
- ландшафт пересекаемой местности и климатические условия;
- упаковка грузов для международных перевозок должна соответствовать требованиям таможенных органов;
- опасные грузы должны быть упакованы в специальную тару в соответствии с соглашением европейских государств о международных перевозках опасных грузов (ДОПОГ);
- ценные грузы должны иметь опломбированную упаковку;
- на упаковке должна присутствовать маркировка с информацией об условиях транспортировки и хранения груза;
- на таре не должно быть следов прежней маркировки.
Виды упаковки грузов:
- жесткая упаковка – изготовлена из дерева и ДВП, металла;
- полужесткая упаковка – произведена из пластмассы, полимерных материалов, картона;
- мягкая упаковка – изготовлена из пленки, ткани, гофрокартона, комбинированных и полимерных материалов.
К понятию «виды упаковки» можно отнести также классификацию тары по кратности использования – одноразовая и многооборотная.
Не все грузы возможно упаковать. Продукция, которая перевозится навалом (зерно, песок, щебень, уголь и прочее), размещается не в таре, а насыпается прямо в кузов специально предназначенного для этого транспортного средства. Наливные, то есть жидкие грузы перевозятся с помощью автомобилей с кузовами типа цистерн, вагонов бункерного типа, танк-контейнеров.
Особые требования предъявляются к упаковке крупногабаритных грузов. Упаковка груза, габариты которого превышают стандартные, должна быть выполнена из ударопрочного материала с амортизирующими свойствами. Упаковка негабарита должна быть также компактной, чтобы не увеличивать и без того значительные размеры груза. Очень важно надежное крепление, страхующее груз от смещения во время перевозки.
При организации перевозки экспедитор уточняет все особенности упаковки груза, после чего разрабатывает схему размещения и крепления груза на транспортном средстве. В процессе транспортировки ответственные перевозчики обязательно контролируют состояние упаковки груза. Если в пути целостность упаковки нарушается, повреждение может быть устранено силами организаторов перевозки.
Сервис